Решение проблем логистики на современном оконном производстве

Решение логистических задач - неотъемлемый атрибут деятельности любого оконного производства. Но зачастую недостаточно внимания уделяется решению внутренних задач логистики. Основной причиной этого является отсутствие необходимой поддержки со стороны специализированного программного обеспечения.

Как уже говорилось в предыдущей публикации ("Светопрозрачные конструкции", N1, 2007), все задачи логистики на оконном производстве делятся на внешние и внутренние.

К внешним задачам, основной целью решения которых является минимизация склада и снижение транспортных издержек, относятся:

  •  организация своевременной поставки материалов и комплектующих, а также готовых конструктивов для изготовления и монтажа окон;
  •  отгрузка и доставка готовой продукции заказчикам.

Внутренние задачи решаются с целью экономии производственных площадей и рабочего времени персонала. В их число входят:

  •  организация перемещения материалов и комплектующих для производства окон в пределах предприятия;
  •  оптимизация последовательности производства изделий;
  •  организация перемещения заготовок и подсобранных частей изделий по производственной линии;
  •  своевременная подготовка дополнительной комплектации к отгрузке;
  •  распределение готовой продукции на складе;
  •  обеспечение оперативного обмена информацией между офисом и производством, а также внутри цеха между рабочими постами.

Решение внешних задач логистики по своей сути не представляет никаких сложностей. Проблемы появляются, когда растет объем производства, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, появляются новые поставщики и посредники. И проблемы эти связаны просто с ростом объема информации, которой должны владеть менеджеры. Все эти вопросы снимаются с помощью компьютера и программы, способной обработать и своевременно представить необходимую информацию пользователю. Решение внешних задач логистики поддерживается большинством наиболее известных специализированных программ управления оконным производством. Кроме того, для этого могут быть использованы и какие-то универсальные программы, например 1С, и программы, подготовленные собственными специалистами на производстве с использованием доступных средств разработки, вплоть до программ Aссеss или Ехсеl из пакета Miсrosoft Оffiсе.

Иначе обстоят дела с решением внутренних задач логистики, которые, в отличие от внешних задач, уже имеют свои особенности для оконных производств. Говорят об этих задачах только в кругу узких специалистов, и производители окон часто просто не осознают этих задач или не задумываются об их актуальности. Разработчики программ, в свою очередь, не предоставляют достаточной поддержки, поскольку не имеют универсальных методов решения этих задач, подходящих для любого производства со всеми присущими ему особенностями внутренней организации.

В этой публикации мы хотим поделиться своим опытом решения задач логистики на заводе по производству изделий из ПВХ "ОКС" в Санкт-Петербурге с помощью разработанной нами программы.

Схема решения задачи поставки материалов и комплектующих

Организация поставки материалов и комплектующих для производства окон выполняется в соответствии с алгоритмом, изображенным на рисунке 1. Необходимая для его реализации база данных программы строится на основе информации о заказах. Одновременно с этим ведется учет имеющихся ресурсов. Сопоставление этих данных средствами модуля складского учета позволяет своевременно формировать заявки на поставку необходимых материалов и комплектующих. При этом программа по окнам позволяет реализовать как долгосрочный прогноз потребности в материалах на основе опыта предыдущей работы и текущей покупательской активности, так и краткосрочный прогноз на основе данных о принятых, но еще не выполненных заказах.

Особого внимания при заказе материалов и комплектующих заслуживают стеклопакеты. Они представляют собой отдельную категорию готовых конструктивов, отличающуюся тем, что склад стеклопакетов занимает достаточно много места, а размещается он непосредственно на производственных площадях. При этом от его размеров и правильной организации напрямую зависит скорость работы стекольщиков, что часто является наиболее узким местом всей производственной линии. Заказ стеклопакетов осуществляется в два этапа: заблаговременно формируются заявки на стеклопакеты сложной формы, стекла с различными пленками и т.п., и непосредственно перед изготовлением окон, когда уже спланированы производственные задания, заказываются обычные стеклопакеты. В результате все стеклопакеты одновременно поступают на производство за несколько часов до их использования.

Схема решения задачи отгрузки и доставки готовых изделии

Своевременная отгрузка и доставка готовых изделий заказчику обеспечивается за счет планирования производства, которое "подгоняется" под склад готовой продукции за счет формирования производственных заданий на основе планируемых сроков установки изделий (рисунок 2). При этом ключевой этап организации доставки готовых изделий, планирование рейсов нецелесообразно делать полностью автоматическим. В модуле логистики используется удобный интерфейс для одновременного и систематизированного представления информации в составе:

  •  данные о решаемой задаче:
    •  сроки изготовления и монтажа окон
    •  количество и габариты изделий
    •  адреса доставки или монтажа изделий
  •  данные об имеющихся ресурсах:
    •  автомобили;
    •  водители;
    •  бригадиры грузчиков и монтажников.

Имея все эти данные на одном экране, пользователь легко выполняет планирование транспортных операций.

В рамках решения внутренних задач логистики необходимо обеспечить согласованное движение и размещение на производстве, где применяются станки для пластиковых окон, необходимых материалов, комплектующих, заготовок, готовых изделий и их частей. Линия по производству металлопластиковых окон по функциональному назначению делится на несколько участков, и на каждом из них изделия проходят в различной последовательности. В частности, напил заготовок для изготовления створок или рам производится в последовательности, обеспечивающей минимум отходов, на сварочный пост армированные заготовки должны поступить комплектами, а на посту остекления воедино сходятся рамы с импостами, створки и стеклопакеты.

Для согласования работы участков производственной линии на автоматизированном нами производстве принят ряд мер:

  1. Заготовки для сварки квадратов рам и створок после напила складываются комплектами в ячейки компактных тележек, из которых они уже в заданной последовательности поступают в обрабатывающий центр и далее на сварку.
  2. Линия включает в свой состав один сварочный пост. Во избежание частой перенастройки станка створки и рамы свариваются последовательно большими партиями. Готовые створки устанавливаются в специальные тележки в той же последовательности, в которой они впоследствии будут использованы на сборке окон.
  3. Стеклопакеты размещаются в непосредственной близости к посту остекления в той последовательности, в которой они будут использованы при остеклении.
  4. Задание на напил штапика формируется также в последовательности, соответствующей остеклению изделий.

Схема решения внутренних задач логистики

Наряду с этим программа позволяет автоматически построить последовательность изготовления заказов и отдельных окон, не только учитывающую требуемое время производства изделий, но и обеспечивающую равномерную загрузку всех участков производственной линии в ходе выполнения производственного задания. Оптимизация последовательности производства изделий выполняется с учетом габаритов окон, а также сложности и объема выполняемых с ними операций на каждом рабочем посту. Это позволяет свести к минимуму, а зачастую и исключить простои отдельных участков производственной линии, а также скопление подсобранных частей изделий перед ними, а следовательно - освободить используемые под промежуточное складирование производственные площади, которые в нашем случае были использованы для размещения тележек для створок, и сэкономить до З0 % рабочего времени. Последовательность производства окон задается расположением заготовок для изготовления коробок в тележках после напила.

Информация о последовательности и сроках производства окон программой используется для расчета необходимых материалов и комплектующих, а также планирования их поступления со склада в цех с любым интервалом. При этом эффективным инструментом управления перемещением материалов стали внутризаводские накладные, автоматически формируемые средствами программного модуля управления производством.

Последним шагом, замыкающим процесс управления материальными потоками внутри производства, является планирование размещения готовой продукции на складе. Изделия на складе располагаются таким образом, чтобы свести к минимуму операции перемещения изделий и обеспечить удобную отгрузку готовой продукции, когда все изделия, что должны быть отправлены в одной машине, находятся в одном месте. Информация для планирования работы склада готовой продукции поступает из модуля логистики по результатам планирования внешних логистических операций.

Таким образом, процесс решения внутренних задач логистики в рамках управления материальными потоками может быть представлен схемой на рисунке З. Однако, как уже говорилось, важной составляющей успешной организации производства является управление информационными потоками. Хорошо зарекомендовавшим себя инструментом для этого является так называемое "безбумажное производство".

С наименьшими затратами нам удалось реализовать технологию безбумажного производства за счет использования этикеток на заготовках и трех автоматизированных рабочих постов. На каждую заготовку после напила наклеивается этикетка, содержащая текстовую и графическую информацию, необходимую для дальнейшей обработки заготовки и сборки окна. Кроме того на этикетку наносится штрих-код для уникальной идентификации изделия на автоматизированных рабочих постах. Нами были автоматизированы посты фурнитурщиков створок и рам, которым требуется более детальная информация об оснащении окна, чем может быть представлена на этикетке, а также пост остекления, который одновременно используется в качестве поста технического контроля готовых изделий. Автоматизированные рабочие посты позволили организовать оперативный обмен информацией между рабочими в цехе, а также передачу данных о всех внештатных ситуациях в офис в реальном масштабе времени.

Реализация каждого из описанных решений на производстве дает некоторый эффект, однако действительно впечатляющие результаты появляются лишь после продуманного комплексного внедрения всех или части предложенных решений. Сравнение результатов двух сезонов работы автоматизированного нами производства показало, что внедрение средств решения задач логистики, сопровождаемое комплексом организационных мероприятий, позволило почти в два раза увеличить объем производства светопрозрачных конструкций, используя то же оборудование для производства окон, без увеличения занимаемых производством площадей и с тем же штатом сотрудников, как в офисе, так и непосредственно на производстве. Сегодня на частично автоматизированной производственной линии (пила и обрабатывающий центр "Fimtec") производится более 200 окон в сутки на производственных площадях менее 500 кв.м, при этом весь склад умещается на 200 кв.м.


Многие из представленных нами решений имеют универсальный характер и по отдельности могут быть достаточно просто реализованы в специализированных программах. Однако внедрение комплекса мероприятий для логистического обеспечения производства индивидуально для каждого предприятия и требует принятия некоторых мер организационного характера. Просто покупка программы не даст желаемого результата, какой бы замечательной она ни была. Об особенностях внедрения программного обеспечения на оконном производстве читайте в одном из ближайших номеров журнала и на нашем сайте www.bandmaster.ru.


Сергей Талдыкин, генеральный директор ООО "Бэндмастер"
"Светопрозрачные конструкции", N2, 2007